Интернет-магазин детских товаров в Санкт-Петербурге.

Роль раскрасок в жизни детей: плюсы и минусы

02.03.2016

У кого в детстве не было раскрасок? Пожалуй, у каждого была хотя бы одна. Все дети любят рисовать, хотя каждый это делает по-своему. Те счастливчики, которым покупают раскраски, учатся рисовать с их помощью, другие рисуют в книгах и журналах. Детям сложно сразу рисовать что-то самостоятельно, а дорисовывать, заштриховывать и раскрашивать – это как раз то, что нужно для начала.

Раскраска – это контурный рисунок, который нужно заполнить цветами, придав ему окончательный вид. Вы когда-нибудь задумывались о том, как велика и многогранна польза этого простого детского развлечения?

Плюсы раскрасок

Развитие мелкой моторики. Ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики напрямую влияет на речевую функцию. Эта зависимость установлена учеными, обоснована и доказана. Сомневаться не приходится. Как только ребенок берет в руки карандаши или краски, можно постепенно предлагать им закрашивать те или иные формы, начиная с самых простых и продвигаясь к более сложным. Не стоит ждать, что ваш малыш сразу сможет раскрасить утенка или лягушку. Начните с окружности, постепенно переходя к более сложным геометрическим формам. Первые раскраски вы можете сделать для своих детей сами за доли секунды! Развивать мелкую моторику полезно путем взаимодействия с разной текстурой бумаги, инструментами для рисования (мелки, карандаши, краски и т.д.). Ребенок учится держать в руках и манипулировать различными предметами, различать грани и оттенки цветов. Простые раскраски в виде изображений предметов, а не просто геометрических форм, дети начинают осваивать примерно с двухлетнего возраста. Но и тогда они еще не способны воспринимать мелкие детали, а видят лишь картинку в целом. Поэтому при закрашивании дети часто заходят за контур картинки. Пусть на раскраске будет нарисовано яблоко или цыпленок. Ребенок будет очень рад узнать знакомый предмет.

Развитие усидчивости и аккуратности. Со временем ребенок будет все больше внимания уделять тому, чтобы штриховать только в рамках нарисованного изображения, это потребует большего усердия и большей сосредоточенности. В младшем дошкольном возрасте дети – настоящие непоседы. Но к старшему дошкольному возрасту усидчивость возрастает. Дети уже раскрашивают не двумя-тремя цветами, а используют большее количество цветов и оттенков. Почему так важно подбирать сложность раскраски по возрасту ребенка? Потому что каждый человек любит видеть плод своего труда в завершенном виде. Только законченное дело придает сил на новые свершения, мотивирует к дальнейшему развитию. Если ребенок тянется к более сложной раскраске, в ваших интересах отложить ее до лучших времен. Потому что, когда малыш не справится со сложным заданием, его постигнет разочарование. А, возможно, неудача заставит разлюбить рисование навсегда.

Обучение. Когда ребенок по-настоящему полюбит раскраски, ему можно предлагать уже картинки со смыслом. Лучше это делать примерно с трех лет. Это могут быть сложные рисунки с двумя предметами, имеющими связь между собой. Это могут быть цифры или буквы. С этого момента дети могут не просто развивать моторику, занимаясь с раскрасками, но и познавать что-то новое для себя. Раскрашивание картинок поможет лучше запоминать и усваивать новую информацию – не только на слух, но и в цветовом режиме. С трехлетнего возраста ребенку желательно рисовать фломастерами и карандашами, так как более мелкие штрихи требуют большего старания и усидчивости. Но лучше все-таки предоставить ребенку права выбора средств для рисования. Большинство детей предпочитает фломастеры, потому что они рисуют очень ярко и при этом не приходится напрягать руку.

Не каждый ребенок предпочитает рисование любым другим играм и увлечениям. Но если у вашего малыша уже заметен творческий потенциал и художественные способности, то к шести годам ему будет уже интереснее закрашивать сложные рисунки с изображением большого количества предметов, пейзажей, героев мультфильмов и сказок. 

Развитие воображения. Во время раскрашивания ребенок находится в творческом полете. Казалось бы, о чем фантазировать, когда все уже нарисовано? Но это только на первый взгляд. Ребенку дана лишь отправная точка, а каким будет конечный результат, зависит только от него. Выбор цветов, аккуратность штриховки помогает развитию эстетического вкуса маленького художника. Кроме того, никто не станет препятствовать, если малыш решит добавить к рисунку еще ряд своих деталей. Неожиданные решения, непривычные сочетания, действия, которые превышают ожидания, должны поощряться родителями и воспитателями. Еще интереснее бывает дополнять раскраски какими-то наклейками и аппликациями. В продаже бывают комплекты раскрасок с наклейками, с дополнительными трафаретами. Для объема рисунка можно пробовать раскрашивать с помощью пластилина.

Расслабление. Рисование позволяет снять напряжение и отключиться от проблем, которых у деток тоже немало. Просто они соответствуют их возрасту и условиям жизни. У них есть свои поводы для переживаний и страхов, разочарований и обид – с этими детскими эмоциями каждый справляется по-своему. Но раскраски помогут ребенку успокоиться, забыть обо всех тревогах и неприятностях, с которыми они столкнулись за день.

Отдельно нужно остановиться на выборе тем для раскраски. Считается, что девочки больше любят раскраски с куклами и малышами, а мальчики – с машинами. Но это не совсем так. Ребенку всегда интересно узнавать новое и выполнять новые задачи, соответствующие его возрасту и развитию. Таким образом, родители и педагоги вполне могут предлагать детям раскраски, посвященные какой-то теме, какому-то объекту, информацию о котором им следует изучить и запомнить. Благо, что сейчас огромный выбор раскрасок можно найти в Интернете в свободном доступе (в том числе и на нашем сайте), распечатать и – вуаля! – она уже в руках вашего подопечного.

С помощью раскрасок можно раскрыть многие сложные для объяснения темы: космос, животные, семья, транспорт и так далее.

Минусы раскрасок

Некоторые раскраски не развивают воображение, а ограничивают его. Так в продаже встречаются раскраски с подсказками. Каждая зона, которая нуждается в заполнении цветом, обозначена цифрой, которой соответствует определенный цвет. У ребенка нет возможности фантазировать и выбирать цвет самому. Он все делает согласно инструкции, шаблону.

Если сравнивать раскраску с собственным рисунком, то она, конечно же, очень ограничивает творческое начало маленького художника. Там уже предложена тема, композиция, необходимо просто закончить начатый кем-то сюжет. Если ребенок начинает рисовать на чистом листе, то полет его фантазии ничем не ограничен. По такому рисунку можно увидеть психологический портрет ребенка, психологи тут же «прочитают» информацию о его проблемах, наклонностях, чертах характера.

Но все дети очень разные. И каждый развивается в соответствии с тем потенциалом, который в него заложен изначально. Если ребенок умеет и любит рисовать сам, то он вряд ли полюбит раскраски. Если же у него нет значительных художественных способностей, то раскраска поможет ему реализовать свою творческую энергию. Поверьте, великий художник не станет рисовать с помощью раскрасок. Но если у ребенка нет таких талантов, то у него есть другие. Не стоит его заставлять и требовать невозможного! Ориентируйтесь на интуитивные предпочтения ребенка.