Интернет-магазин детских товаров в Санкт-Петербурге.

Телевизор в жизни ребенка. Грани разумного.

15.02.2016

Замечали ли вы, что в последнее время очень трудно находится в информационном вакууме? Что, приходя домой вы, в числе первых дел, включаете телевизор. Что вы больше не ужинаете всей семьей за одним столом, обсуждая события прошедшего дня, а ужинаете практически молча, глядя в телевизор. Мы устаем от информации, которая нас окружает повсюду – на улице, в транспорте, на рабочем месте, но без постоянного информационного фона нам неуютно. Мы даже отдыхаем, глядя передачи или фильмы, опять-таки пассивно перерабатывая огромный поток информации. Ежедневная информационная нагрузка привычна и уже стала незаменимой для нас. И вот появляется ребенок, входящий в наш мир всесторонней компьютеризации и телевидения.

Как влияет телевизор на ребенка?

Ребенок ощущает влияние телевизора через зрительный и слуховой каналы. Визуально воспринимаемая информация, усиленная звуковым сопровождением, прочно усваивается податливым детским мозгом. В первые годы жизни ребенка впечатляет все, что он видит и слышит. Телевизионная продукция нацелена на то, чтобы удивлять и приковывать внимание даже взрослого, который в своей жизни повидал уже немало. На ребенка подобная видео- и аудиоинформация производит неизгладимое впечатление.

Из-за чрезмерной занятости родители часто экономят на времени, которое они могут провести с детьми. Телевизор становится этакой палочкой-выручалочкой, поэтому с грудного возраста детям позволяют его смотреть. Да и как запретить, если это чудо-устройство работает практически круглосуточно? Многие замечали, как удобно кормить детей во время рекламы или мультфильмов – малыша настолько привлекает мелькание на экране, что он даже не сопротивляется, пока мама его кормит.  Он будет сидеть возле телевизора, словно сомнамбула, пока мама делает свои дела (общается в социальных сетях или с подругами по телефону). Это о младенцах. А что другие? Более 90% детей в возрасте от трех до пяти лет проводят перед телевизором до четырех часов в день! Что касается школьников, то большинство из них сидит у экрана все свободное время. Так какое же здоровье должно у них быть при этом?

Некоторые родители придерживаются мнения, что если ребенок будет смотреть только мультфильмы, то вреда для его психики не будет никакой. Ситуацию усугубляет наличие нескольких доступных телевизионных каналов, которые круглосуточно транслируют только мультфильмы и детские телепередачи. Но так ли безобидны нынешние мультфильмы?

Влияние мультфильмов

Важно помнить, что современные мультфильмы очень часто имеют небезопасное для психики ребенка содержание. В них можно увидеть агрессию и акты насилия в завуалированной форме (яркие примеры – мультфильмы о вечной борьбе кота Тома и мышонка Джерри, койота и вечно куда-то бегущего страуса, непрекращающиеся разборки кролика Багза Банни с другими мультипликационными персонажами и множество других). Подобные мультфильмы уж точно не приведут к формированию правильных ценностных установок личности малыша и вот почему. Телевизионная информация, прежде всего, оказывает воздействие на подсознание человека, она напрямую влияет на формирование его жизненных ориентиров и мировоззрения в целом. Да, многим взрослым большинство сцен с молотящими друг друга героями покажутся довольно веселыми, но дети младшего школьного возраста и подростки очень уязвимы перед этими сценами, так как их личность еще не сформирована, и они не всегда способны отделить добро от зла, полезную информацию от вредной. Бесконтрольный просмотр телевидения приведет к еще большему дисбалансу ценностей. Так, исследователи в области детской психологии заметили, что после просмотров японских или западных мультфильмов ребенок бывает подвержен фобиям или неконтролируемым вспышкам агрессии. Скандальную известность получил сериал «Покемоны», который привел к госпитализации нескольких сотен детей: чрезвычайно быстрая смена кадров вызвала у них симптомы эпилептического припадка.

В то же время добрые и «правильные» мультфильмы способны развивать мышление, память и речь, обучать и подавать положительный пример. Давайте вспомним старые добрые советские мультфильмы, которые обучали нас трудолюбию, честности, дружбе, уважению к другим и взаимовыручке. Вспомните «Вовку в тридевятом царстве», который был лентяем и тунеядцем, а благодаря нашим русским сказкам он в корне изменился в положительную сторону. Вспомните мультфильм «Дикие лебеди» (по сказке Г.-Х. Андерсена), в котором злая мачеха превратила братьев девочки Элизы в лебедей, а она сделала все возможное, поставив под угрозу свою жизнь, чтобы их расколдовать. Наконец, вспомните цикл советских мультфильмов про молодежные спортивные состязания («Шайбу! Шайбу!», «Матч реванш» и др.), в которых команда хулиганов была неоднократно побеждена командой «правильных» ребят, которые честно тренировались и помогали друг другу в жизни и на площадке. Это все – положительные примеры участия мультфильмов в воспитании детей, ведь практически всегда герои мультфильмов становятся примером для подражания ребенка. Однако, к сожалению, в последнее время зачастую эти примеры являются далеко не лучшими, а ведь мы знаем, что в дошкольном и младшем школьном возрасте происходит закладка модели социального поведения человека.

Как проявляется телевизионный вред?

Среди негативных последствий от просмотра телевизора психологи выделили следующие:

- агрессия;

- вялость, снижение физической активности;

- интеллектуальная пассивность;

- утрата навыков социального общения;

- сомнительные ценности, нравственная дезориентация;

- депрессивность.

Американские ученые Уильямс, Забрак и Джой пришли к выводу, что американские дети, которые проводят у телевизора всего 2 часа в день, видят более 17-ти актов агрессии. Частый просмотр насилия на экране приводит к привыканию, в результате чего у ребенка возникает восприятие агрессии как нормального и естественного средства разрешения конфликтов. Прямые или косвенные результаты этого мы можем видеть в новостных сводках, поступающих к нам с завидной регулярностью из-за океана.

В детском и подростковом возрасте очень сильно влияние авторитетов. Телевидение с легкостью берет на себя такую роль, в результате чего очень скоро дети начинают копировать агрессивное поведение, проявлять сексуальную распущенность, повторять непристойные шутки. Мы постоянно видим фильмы и передачи, показываемые в «детское» время, в которых демонстрируются и всячески поощряются далеко не лучшие человеческие качества. Да, законодательством установлены возрастные ограничения таких фильмов и передач, но телеканалы ловко переложили ответственность на родителей, демонстрируя где-нибудь в начале строку «Данный фильм не рекомендуется к просмотру лицам младше 6 (12, 18…) лет» или поместив в угол значок «12+» или подобный.

Зачастую современные кинофильмы и даже мультфильмы таят в себе неправильную, изуродованную модель семейной иерархии. Следует помнить, что дети очень склонны к подражанию, и стараться по возможности отбирать для просмотра ту видеопродукцию, которая будет показывать детям пример должного отношения к родителям, сверстникам, да и к любому живому существу. Но и изолировать ребенка от фильмов и мультфильмов, которые смотрят все остальные дети – тоже не выход. Если ваш ребенок просит посмотреть какой-то новый нашумевший мультфильм, в полезности которого вы, мягко говоря, не уверены, попробуйте предложить альтернативу. Если увлечь его чем-то иным не получается, то нужно посмотреть его вместе с последующим обсуждением увиденного. Расспросите своего ребенка о том, что ему понравилось, а что нет, кого из героев он считает положительным, а кого отрицательным, и почему. В ваших силах объяснить ему, где он заблуждается. При этом нужно стараться использовать как можно более простые формулировки, избегать нотаций и провести разговор с позиции старшего товарища.

Возможно, мы сейчас несколько сгустим краски, но разрушительное воздействие на неокрепшую психику ребенка – это не единственная проблема телевидения. В журнале «Архив педиатрии и подростковой медицины» было опубликовано интереснейшее совместное исследование университетов Монреаля, Сан-Жустина и Мичигана, которое установило, что каждый дополнительный час просмотра детьми телевизора снижает их интерес к школе и увеличивает шансы стать жертвой травли со стороны сверстников. Неумение общаться с другими детьми – это следствие того, что вместо социализации ребенок проводил все свободное время перед телевизором. Как не уступить малышу, который готов сделать что угодно, лишь бы лишний час посмотреть мультфильмы? Дезориентация в обществе заставляет ребенка еще глубже уходить в нарисованный мир, чувствуя себя комфортно в привычной среде. Круг замкнулся.

Возможно, кто-то удивится, но это факт: сидя перед телевизором, дети съедают больше (зачастую это бутерброды, сухарики, печенье и прочий совершенно не полезный фаст-фуд) и меньше двигаются. Обратите внимание сами: когда мы едим перед телевизором, то съедаем в среднем на треть больше, чем требуется организму, потому что чувство сытости притупляется. К тому же, в младшем возрасте ребенок только учится различать вкусы, чувствовать текстуру еды. Но внимание на еде удерживать не получается, потому что у малыша нет способности делать два дела одновременно.

Но наиболее очевидным является еще одно негативное последствие неограниченного просмотра телевидения – удар по органам зрения. Раз уж полностью отказаться от телевизора в наше время невозможно, то давайте определимся, кому и сколько времени можно проводить перед телевизором.

  • Детям до двух лет смотреть телевизор не следует ни под каким предлогом. Начнем с того, что дети до года даже не понимают смысл мультфильма, им всего лишь нравится разноцветное мелькание и звуковой ряд. Но такие яркие аудиовизуальные впечатления приводят к чрезмерной стимуляции нервной системы. В этом возрасте ребенку гораздо полезнее двигаться и слушать музыку для гармоничного развития (для этого отлично подойдет легкая камерная классическая музыка – включите произведения Моцарта, Вивальди, Гайдна и подобных композиторов). Телевизор же может вызвать почти наркотическую зависимость, при этом просмотр даже самых добрых мультфильмов не приведет к адаптации ребенка в обществе и не заменит настоящего общения.
  • Детям от двух до пяти лет можно смотреть мультфильмы, специально предназначенные для детей такого возраста, которые не перегружены эмоционально и длятся не более 15 минут. Эти мультфильмы могут поспособствовать развитию ребенка при наличии последующего обсуждения со взрослыми.
  • Дети с пяти до семи лет могут смотреть телевизор не более 50 минут в день. С семи до тринадцатине более двух часов в день, с перерывами. При этом нужно жестко фильтровать телепередачи и фильмы, которые смотрят ваши дети.

Чтобы вред для здоровья был минимальным, смотреть телевизор следует только сидя и только с включенным светом. Расстояние от экрана не должно быть менее 2,5 метров. Перед сном телевизор вообще лучше не смотреть, так как это может возбудить нервную систему ребенка так, что ему сложно будет уснуть. Даже адаптированные под возраст ребенка телепередачи могут стать причиной прерывистого, беспокойного сна и кошмаров. А сон, как известно, крайне важен для развития детского организма.

Перечисленные нами рекомендации согласуются с требованиями ВОЗ, поэтому могут быть использованы в процессе воспитания вашего ребенка.

В заключении данной темы хочется процитировать известный армейский анекдот:

- Товарищ прапорщик, разрешите посмотреть телевизор!

- Разрешаю. Только не включайте!

Здоровья вам и вашим детям!