Интернет-магазин детских товаров в Санкт-Петербурге.

Как определить склонности ребенка

01.02.2016

Знаете ли вы, что Билл Гейтс с детства имел поразительную память и страсть к точным наукам, а в 13 лет он уже написал свою первую программу. Вольфганг Амадей Моцарт создал первую оперу, будучи 10-летним ребенком. Михаэль Шумахер получил первую лицензию гонщика уже в 12 лет! Тот факт, что склонности и таланты этих людей проявились еще в детстве и были направлены в нужное русло, привели к тому, что каждый из них стал гением в своей области. Эти люди известны на весь мир, и их имена, без сомнения, навсегда вошли в историю.

Это совсем не значит, что каждый родитель должен стремиться к тому, чтобы его ребенок непременно превратился в гения, или просто стал бы известным на весь мир, выдающимся деятелем культуры, искусства, науки, спорта и так далее. Самое главное для родителей – вырастить своих детей счастливыми людьми. А счастлив человек тогда, когда он на своем месте, когда делает то, что любит, когда чувствует себя нужным и полезным для окружающих.  Человек непрерывно стремится к самореализации.  Каждый реализует свои таланты и умения в чем-то своем. Кто-то прекрасно умеет работать с детьми, кто-то делает мир ярче и интереснее своими дизайнерскими находками, кто-то обожает разбирать и ремонтировать технику, а кто-то диагностировать и лечить людей – мы все очень разные. Но наши задатки и способности проявляются еще в самом раннем детстве. Задача родителей – вовремя их обнаружить и постараться развить. Успешность выполнения этой задачи зависит от того, насколько хорошо налажена коммуникация между родителями и детьми. 

Способности ребенка к тем или иным видам деятельности зависят от его внутренних качеств и особенностей характера. Не от интересов, как могло бы показать на первый взгляд. Потому что детям интересно буквально все вокруг. А свойства натуры влияют на то, что внимание ребенка задерживается на чем-то или моментально переключается на другой объект.

Основные способы распознания способностей ребенка.

  1. Больше всего ребенок раскрывается в игре. Там он себя практически не контролирует и легко обнаруживает свои основные качества. В игре видно, кто из детей умеет организовать процесс, а кто предпочитает подчиняться заранее оглашенным правилам, кто предпочитает разговаривать приказным тоном, а кто стремится к дипломатии. Понятно, что все эти качества еще в зародыше, но они уже есть и заметить их совсем не сложно.
  2. Как предпочитает проводить свое время ваш ребенок? Какие игры и книги выбирает? Что занимает его больше всего? Пазлы и конструкторы, машины и самолеты или фломастеры и краски?
  3. Если ребенок хорошо и много разговаривает, то он непроизвольно будет выказывать свойства своего ума в общении с родителями. Он может быть наблюдательным или рассеянным, стремиться понять суть вещей или «скакать по верхам», поглощенный жаждой нового. Может, ребенок проявляет свою хозяйственность и аккуратность, а может, предпринимательскую жилку (постоянные вопросы о том, что и сколько стоит и где куплено). Что более свойственно вашему малышу: прилежание к бытовым процессам или постоянное витание в облаках, мечтательность и любовь к фантазированию.

Скорее всего, способности и таланты родителей перейдут по наследству к детям, да еще многое они от родителей впитают, наблюдая за ними день за днем. Ведь дети учатся жить, подражая тем, кого видят чаще всего. А потом уже тем, кого они выберут себе в авторитеты. Возможно, Моцарт не начал бы писать музыку в таком раннем возрасте и не превратился бы в гениального композитора, если бы не родился в семье музыкантов. Но правило «яблочко от яблони недалеко падает» работает не всегда. И потому ошибочным является навязывание родителями детям своих интересов, своей судьбы, своих достижений. Малышу зачастую не интересен жизненный опыт родителей, он стремится попробовать все самостоятельно. Он подражает всему, но выбирает то, что ближе.

Помните, что в мире все гармонично. В обществе востребованы совершенно разные типы людей, существует огромное множество профессий. И если человек мастер своего дела, он найдет успех и благополучие в любой сфере. Совершенно неправильно во что бы то ни стало учить ребенка языкам, потому что так модно, тогда как у него совершенно нет к тому способностей, и обучение превращается в муку. Или заставлять играть на фортепиано часами, когда сверстники играют на улице в футбол, а ребенок только и мечтает оказаться среди них. Таким образом вряд ли можно сделать из маленького человечка великого музыканта, результатом будет, скорее всего, чувство отвращения к музыке на всю оставшуюся жизнь.

Приводим некоторые наблюдения, которые помогут определить сильные стороны ребенка.

  1. Если у ребенка с детства развито чувство долга, милосердия, он четко следует правилам, проявляет силу воли, то из него может получиться хороший руководитель или юрист, представитель органов власти, общественный деятель, политик. Родителям следует выказывать уважение к своим деткам, используя это средство как дополнительную мотивацию к развитию благородства, чести и достоинства.
  2. Если ребенок выделяется любознательностью, постоянно стремится докопаться до самой сути, проявляет незаурядную внимательность и очень любит учиться, узнавать что-то новое, то он с большой вероятностью найдет свое предназначение в гуманитарном направлении. Учителя, деятели культуры, писатели, ученые, аналитики – далеко не полный перечень профессий, которые могут в будущем прийтись по душе вашему малышу. Часто такие дети склонны к анализу всего вокруг, в том числе и себя самого. Копание в себе приводит к самоедству, самобичеванию. Поэтому любая критика со стороны родителей может привести к усилению комплексов и внутренних зажимов ребенка. Одновременно необходимо не допускать развитие тщеславия, которое обычно сопутствует людям с умственными способностями выше среднего уровня.
  3. Практически каждый ребенок что-то коллекционирует – наклейки, монеты, значки и т.д. Но если коллекция не одна, а малыш собирает и выменивает у друзей то одно, то другое, значит, в нем велика страсть к накопительству. Здесь важно не дать развиться жадности у ребенка. А вот практичность и экономность – это стороны, которые можно и нужно развивать и поощрять. Наверное, во взрослой жизни ребенок найдет себя в торговле, станет хорошим менеджером, снабженцем, хозяйственником, предпринимателем. Такому ребенку нужно сформировать понимание того, что деньги и материальные блага никогда не должны стоять на первом месте в жизни, что это не цель, а всего лишь средство осуществления благих дел и полезных начинаний.
  4. Некоторых деток невероятно сложно заставить учиться чему бы то ни было. Они любят что-то постигать в процессе совместной деятельности. Технические навыки им понятны и легко доступны, а теория – темный лес. Зато они забывают о времени, мастеря что-то своими руками. Будучи прекрасными исполнителями, такие детки крайне сложно переносят ответственные поручения. Им сложно самостоятельно принимать решения. Ругать за это бесполезно и даже вредно. Дети с подобными свойствами превращаются в прекрасных ремесленников, представителей рабочих профессий, которые всегда востребованы и представляют собой основу экономики любого общества.

Каким бы ни был ваш ребенок, помните о том, что самое важное для раскрытия его способностей – любовь, забота и внимание. Счастливый ребенок обязательно превратится в счастливого взрослого.