Интернет-магазин детских товаров в Санкт-Петербурге.

Развитие мелкой моторики

21.01.2016

Словосочетание «мелкая моторика» сейчас на слуху у многих. А молодым родителям особенно важно знать, что оно означает.

Мелкая моторика - это результат взаимодействия важнейших систем организма: нервной, мышечной, костной и зрительной, который выражается в совершении ловких, точных движений с помощью кистей и пальцев рук и ног. Это понятие охватывает все разнообразие мелких движений и жестов – от простых до очень сложных, мастерских, виртуозных.

Наверное, вы не раз задумывались, почему у некоторых людей очень красивый почерк, а другие пишут «как курица лапой». Почему кто-то умеет рисовать, а кто-то не может даже правильно держать кисть. Почему кто-то обладает талантом рассказчика, а кому-то всегда крайне сложно подобрать слова, а воображение отсутствует напрочь. Оказывается, все это развивается и формируется с самого детства. Но, что еще интереснее, есть и обратная связь. Не только хорошая координация систем организма влияет на развитие мелкой моторики, но и постоянное совершенствование навыков и способностей действовать с помощью данных нам конечностей, в свою очередь, влияет на развитие речи и скорость реакции ребенка.

Мелкая моторика стимулирует деятельность мозга, ведь все в организме человека тесно связано. Если рассмотреть кору головного мозга человека в проекции, то площадь двигательной части будет на треть занята проекцией кисти руки, которая находится в непосредственной близости от речевой зоны. Это соседство позволяет сделать вывод, что, развивая мелкую моторику малыша, мы способствуем более скорому и качественному развитию речевой функции.

Бывает удивительно, как некоторые дети быстро развиваются и опережают своих сверстников. Мы привыкли списывать это на одаренность, на генетическую предрасположенность, врожденные способности. Но влияние развития мелкой моторики с самого раннего возраста на внимание, координацию, память, речь, мышление и другие функции ребенка, а потом и взрослого человека, очень велико. На протяжении всей жизни мы пожинаем плоды тех нехитрых упражнений, техник, игр, который позволили развить наши двигательные, наблюдательные, речевые и умственные способности.

Когда начинает развиваться мелкая моторика? Да почти с рождения. В тот самый момент, когда ребенок впервые коснулся какого-то предмета, ощутил его своей маленькой ручонкой, сначала не осознанно, а потом сознательно захватил кусочек пеленки. Все это первые шаги в развитии мелкой моторики, а значит, и к развитию множества других способностей личности. Хватательный рефлекс присутствует у ребенка уже на первом месяце жизни, когда пальцы от гипертонуса еще не могут двигаться свободно.

Детские психологи советуют целенаправленно и активно тренировать пальчики рук уже у 8-месячных младенцев. Сделать это очень просто. На легкое массирование ладошек, пальцев, стоп ребенка не уйдет много сил и времени. Зато результат этих занятий будет значительным. Но не только массаж развивает детские ручки. Процесс познания мира и улучшения мелкой моторики происходит практически непрерывно. Малыш постоянно ощущает разные предметы – их формы, текстуру, температуру, рельеф поверхности – пытается их захватить, зажать между пальцев, потянуть к себе. В это время мозг постоянно анализирует различия ощущаемых предметов, запоминает, привыкает. Чем мельче предметы попадают в руки ребенка (бусинки, крупинки гречки, пшена), тем больше усилий будет прикладывать ребенок, чтобы удержать их, манипулировать с такими предметами – все это способствует развитию его моторики и координации движений.

Существует огромное множество способов развития детской моторики. Большинство из них доступно каждому. И если есть желание помочь своему ребенку стать более развитым, талантливым, успешным и полноценным членом того общества, в которое ему неизбежно придется вступить, то сделать это совсем не сложно.

Возраст до 1 года.

Кто не знает любимую детскую потешку «Ладушки-ладушки. Где были? У бабушки…» Каждый из нас в самом раннем детстве с удовольствием и радостью отбивал ладошки, при этом стараясь держать их как можно более прямо и сводить кисти рук как можно точнее друг с другом. А массаж кистей! Частенько нам делали нам наши мамы, бабушки, тетушки, приговаривая при этом стихи про нерадивую Сороку-Ворону, которая забыла накормить одного из своих деток. В этом возрасте вряд ли кто понимает смысл истории, зато невероятно приятные тактильные ощущения приводят малышей в восторг.

В этом возрасте особенно актуальны игры с бумагой. Аккуратно перелистывать страницы книг вряд ли получится. Поначалу деткам дают только книги с плотными картонными страницами, но тонкие листочки полезнее для развития моторики. Поэтому малышу можно выдать бумагу, которую не жалко изорвать. Тонкие шероховатые салфетки порвать очень легко, плотную бумагу для принтера – немного труднее. Задачу нужно усложнять постепенно. Когда ручки окрепнут, они смогут порвать плотный альбомный лист.

В это время малышу еще нельзя давать мелкие детали. Но не в том случае, если они пришиты! Пуговицы, клепки, молнии и другие мелкие детали одежды малышу всегда очень интересно ощупывать, застегивать и расстегивать. Очень полезно давать ребенку трогать разные виды ткани – гладкий шелк, ворсистый бархат и велюр, мягкую фланель, колючий мохер, пушистую шерсть. Еще малыш очень оценит кнопки. Будь то кнопки на телефоне, клавиши на музыкальном инструменте, кнопки включения/выключения приборов. Конечно, все эти игры должны проходить под контролем родителей. Но вот ненужную неработающую клавиатуру можно отдать ребенку совершенно спокойно, чтобы он нажимал и бил по клавишам так сильно, как только ему нравится.

Начиная с 1 года деток можно учить орудовать ложкой. Пусть малыш попытается пересыпать, к примеру, горох с помощью ложки или маленького черпачка из одной емкости в другую. Еще интереснее – вылавливать предметы ложкой из воды.

Во время купания, ребенку нужно давать в руки губку и позволять протирать ею любимого утенка, который обычно купается вместе с ним.

В этом возрасте ребенку понравится просовывать мелкие предметы в отверстия. Для этого отверстие можно прорезать в коробочке, предварительно наклеив (нарисовав) на одной из сторон коробки мордочку зверушки. Как вы понимаете, отверстие нужно сделать именно на месте рта. Так ребенок будет складывать в «рот» нарисованному другу фасолины, рис, гречку… да и все остальное, что подойдет по диаметру. Животное, скорее всего, окажется всеядным. По мере развития малышу можно предлагать игры со спринцовкой, пластмассовым пинцетом и другими интересными приспособлениями.

Дети от трех лет вполне могут играть с мозаикой и конструктором, нанизывать кольца на тесьму, перебирать крупу, зерна, закручивать и раскручивать пробки на бутылках, завязывать шнурки, учиться лепить и рисовать, вырезать из бумаги аппликации, собирать несложные пазлы.

Замечательно развивают кисти рук детей пальчиковые игры. В процессе игры не только тренируется гибкость и ловкость детских пальцев, но и прекрасно развивается воображение, логическое мышление. Кроме того, в игре можно наладить тесный контакт родителей со своими детьми и получше узнать их. Особенно это важно, если ребенок не разговорчивый – в игре он может высказать многое, сам того не замечая. Пальчиковые игры очень эмоциональны и увлекательны.

Дошколята также с большим удовольствием продолжают мастерить поделки. Но уровень сложности рукоделия при этом многократно возрастает. В это время вполне можно начинать обучение игре на музыкальных инструментах при наличии соответственной наклонности. Не перегружайте малышей чрезмерными обязанностями. Любые занятия в этом возрасте в первую очередь должны приносить радость, а во вторую – способствовать развитию.

Иногда родители не придают значения развитию мелкой моторики, считая, что она разовьется сама в процессе обычной жизнедеятельности ребенка. Но в действительности это очень важный этап. И если его просто перешагнуть, то спектр возможностей и талантов ребенка может быть немного неполным и урезанным. Поэтому мелкую координацию нужно развивать с самого раннего возраста и постоянно улучшать на протяжении всего периода роста и взросления ребенка.