Интернет-магазин детских товаров в Санкт-Петербурге.

Как привить трудолюбие у ребёнка

14.01.2016

В этой статье хотелось бы рассмотреть такой важный аспект воспитания ребенка, как развитие у него трудолюбия. Что же предполагает под собой трудолюбие? Мы думаем, что это, прежде всего, помощь родителям по дому. Трудолюбие, как и любой другой навык или привычка, требует тренировок – ежедневного повторения одного и того же действия изо дня в день. Когда же стоит начинать тренировать это качество? С самых юных лет!

1 год – 3 года. Зачастую бывает, что малыш, едва научившись стоять и крепко держать предметы в ручках, уже пытается начать помогать маме, для него это забавная и интересная игра. Видя, как мама протирает стол, он тоже берет в руки салфеточку и начинает что-то усиленно тереть. Вот эти самые моменты и надо «ловить»! Начиная с годовалого возраста можно после каждого приёма пищи выдавать малышу его личную тряпочку (его любимого яркого цвета) или же бумажное полотенце и просить его протереть за собой стол. Показать ему, как это делается (скорее всего, придётся сделать это примерно тысячу раз), рассказать, зачем мы это делаем – чтобы было чисто. Обязательно следует похвалить малыша в конце, независимо от результата, похлопать в ладоши / прийти в дикий восторг (им это очень нравится), рассказать ему какой он молодец, искренне сказать ему спасибо за помощь и ни в коем случае не переделывать за него его работу при нём же. Скорее всего, Вам придётся еще и подмести после того, как малыш смахнёт все крошки и остатки еды со стола на пол, но зато он САМ вытер стол! Сделайте из этого маленькую традицию, изо дня в день, каждый приём пищи малыша за столом заканчивайте выдачей тряпочки / полотенца с просьбой «вытри, пожалуйста, стол», и через 3 – 4 недели Ваш малыш уже сам будет напоминать Вам о том, что необходимо протереть стол после еды. Чтобы оживить процесс можно напевать какую-нибудь песенку, которая будет сопровождать именно протирание стола (придумайте её сами, рифма здесь не причём, просто пара предложений пропетых весёлым голосом из раза в раз). Протирание стола приведено как пример самого простейшего действия, с тем же успехом это может быть вытирание пыли с тумбочки или любой другой поверхности, до которой малыш может свободно достать.

Вторым этапом приучения малыша к домашним делам может стать уборка своих же собственных игрушек после игры. Не ждите, что он по Вашей просьбе сразу же станет аккуратно, раз за разом, складывать все игрушки в нужный ящик и не думайте, что сказав фразу «собери, пожалуйста, свои игрушки» и, выйдя из комнаты через 10 минут, Вы вернётесь в чистую и опрятную детскую. Скорее всего, поначалу это будет всего одна-две игрушки и то с Вашей помощью, и под Вашим контролем. Тут также очень важен элемент игры – предложите малышу поиграть в незамысловатую игру «кто быстрее соберет игрушки». Объясняйте ему каждый раз, что у каждой вещи есть своё место. Расскажите сказку о том, что брошенные где попало игрушки могут обидеться и уйти. Каждый раз напоминайте о том, зачем это делается. Не позволяйте оставлять игрушки не на местах, собирайте их вместе, но не за ребёнка. Не допускайте, что бы малыш просто сидел рядом и наблюдал, требуйте от него помощи, пусть и небольшой по началу, и обязательно хвалите его, придумайте какое-то поощрение и т.д.

И помните, что Вы, соблюдая свои же правила, учите ребёнка соблюдать их. Не ждите в его комнате чистоты и аккуратно расставленных игрушек, если вещи в Вашей комнате валяются как попало и не убираются вовремя. Не требуйте от него выполнения того, что сами выполнить не можете. Показывайте ребенку пример.

4 – 5 лет. В возрасте 4 лет ребёнок уже достаточно неплохо координирован и понимает, что такое хрупкие вещи. Наверняка он в свой жизни уже разбил пару чашек или тарелок. Так же он совершенно точно знает, как стоит посуда на столе во время обеда / ужина, где лежит хлеб или овощи, а где салфетки. Так что смело выдайте ребенку определённое количество тарелок и приборов, и попросите его сосчитать хватит ли их на всех членов семьи, затем попросите расставить тарелки по столу, положить на стол хлеб и салфетки, разложить приборы. Такая помощь вполне по силам малышу! Не забудьте похвалить ребёнка и с гордостью рассказать всем домашним за ужином, как здорово он помог Вам сегодня. По окончанию ужина попросите малыша помочь убрать со стола, сложить грязную посуду в раковину или посудомойку – это тоже ему вполне по силам, а вечером перед сном поинтересуйтесь у него, что ему понравилось больше: накрывать или убирать? Предложите ему на постоянной основе помогать Вам с ужином и делать то, что он выберет, ведь если это будет ему в удовольствие, то заставлять не придётся. Но всё же сделайте акцент на том, что без его помощи Вам тяжело, поэтому от помощи Вы не откажетесь.

Перед походом в магазин обсудите с малышом список покупок и попросите его обязательно напомнить Вам купить хлеб, например, скажите, что можете нечаянно забыть сделать эту покупку и в магазине пройдите несколько раз мимо хлеба. Дайте малышу напомнить Вам то, о чём Вы его попросили перед походом в магазин. Несомненно, он будет очень горд от осознания своей значимости! Также можно попросить ребёнка составить свой собственный список покупок – попросите нарисовать его 3 – 4 пункта (конфеты, яблоки, морковка) и проследить, что бы все они попали в корзину. На кассе каждый раз просите малыша помогать Вам выкладывать продукты на ленту, складывать их в пакеты, а также обязательно вручите ему его собственный пакет, который он сможет донести до дома или же до машины.

Главное показать ребенку, что он уже подрос, и Вы доверяете ему. Он уже не просто протирает стол и собирает игрушки в корзинку, а помогает с чем-то более сложным и важным, и его помощь и труд ценят. А самое приятное, что если он стряхнёт крошки со стола на пол, то и подмести их он вполне сможет сам!

6 – 10 лет. Тут уже совсем даже не ребенок, а будущий школьник или уже самый что ни на есть настоящий! Такому ребенку можно и нужно доверять «большие» дела.

Он вполне осилит самостоятельный поход в магазин со списком продуктов. Первые несколько раз, конечно, стоит постоять на входе у магазина (но не ходить по пятам за ребёнком) и понаблюдать за процессом, вдруг он растеряется или не найдёт нужный продукт, и только после его просьбы подойти и помочь. Деньги тоже лучше давать «под расчёт» или же с небольшим запасом, но со временем можно будет не беспокоиться о сдаче.

Такому ребёнку очень даже можно и нужно вверить контроль за собственной одеждой. Он вполне может определить степень её свежести и чистоты. Объясните ему, что чистая одежда должна лежать в шкафу, а грязная в корзине для грязного белья. Особенный контроль необходимо уделить школьной форме, объясните, что ученик должен быть чист и опрятен, помогите ему отделить чистое от грязного, научите аккуратно складывать одежду.

Разогреть себе обед и вымыть за собой тарелку тоже очень даже по силам, как и многое другое. Даже и пылесос уже можно доверить. НО! Всё же не стоит требовать слишком многого. Современные дети очень нагружены вне дома – куча занятий, кружков, школа, друзья. Не очень-то хочется приходить домой и проводить всё своё свободное время с тряпкой и пылесосом. Понаблюдайте за ребёнком – какие обязанности ему даются легче и приятнее всего? Что ему больше всего нравится? Составьте список из 7 – 8 пунктов и предложите выбрать ему 2-3 обязанности. Пусть какие-то из них будут ежедневными (вынос мусора), а какие-то – периодическими (раз в три дня пылесосить ковёр в своей комнате). Если ребенок будет забывать о них (а он обязательно будет это делать, иногда даже намеренно), то без раздражения, спокойным тоном напоминайте ему о них, а так же обращайте его внимание на то, что у каждого в Вашем доме есть определенные обязанности и их приходится выполнять. Если вы видите, что ему сложно, предложите помощь, но не снимайте полностью с него ответственность. Предложите пересмотреть его обязанности или их объём, или замените их на другие, обсудив это с ребенком.

Очень важно не забывать при этом хвалить и искренне благодарить ребёнка за помощь!